История художественной рамы это мало изученная тема.

Только в середине прошлого века ею заинтересовались искусствоведы и музейные сотрудники.

В Советской России к раме относились как к буржуазным излишествам, и под мечом лозунга «война дворцам», было уничтожено и их убранство.

Дошло до того, что сегодня многие крупные музеи, не говоря уж о малых провинциальных, не имеют специалистов, способных правильно атрибутировать или подобрать раму к картине сообразно ее времени создания. Страшно видеть некоторые постоянные экспозиции музеев, где наряду с сохранившимися оригинальными рамами соседствуют убогие современные пластиковые и деревянные обноски.

Вместе с тем, в Америке и Европе, где не было революционных катаклизмов, искусство багетного ремесла передавалось из поколения в поколение. Поэтому там всегда находились люди, профессионально изучавшие происхождение рамы, отличия ее стилей и декора в разных культурах и в разное время.

Одним из крупнейших специалистов с мировым именем является Paul Mitchell (Великобритания), переводы статей которого мы приводим на сайте.

В Европе и Америке опубликовано достаточно много литературы, посвященной истории картинной рамы. Мы постараемся подготовить эту библиографию.

Созданы крупные центры по воссозданию исторически достоверной рамы под тот или иной живописный шедевр.

Регулярно проводятся аукционы, на которых лотами являются не живописные полотна, а именно рама - как предмет антиквариата и искусства.

При этом стоимость некоторых рам может достигать несколько сотен тысяч долларов.

Успешно работают многочисленные мастерские, специализацией которых является изготовление реплик с рам различных исторических периодов с использованием оригинальных технологий того времени.

К сожалению, информация по этим вопросам до сих пор не доступна русскоязычному читателю.

В последнее время на багетный рынок хлынула продукция из Китая. Не имея собственных традиций в оформления живописи, за отсутствием самой живописи в европейском понимании, они используют в дизайне коктейль из различных стилей и культур. В месте с тем народы юго-востока традиционно славятся своей затейливой резьбой. Поэтому эти рамы пользуются спросом среди неискушенных в тонкостях покупателей.

Однако они настолько эклектичны в своем дизайне, что нельзя допускать обрамления в них произведений живописи европейской школы.

Но это требует подробного изучения собственной истории создании художественной рамы. Первой в России попыткой прорыва в поднятии вопроса по изучению истории рамы явилось проведение в 2005 году Русским Музеем выставки “Художественные рамы в России XVIII - начала XX века", к которой был выпущен каталог «Одеть картину».

Данный каталог уже стал библиографической редкостью, но мы надеемся, что он будет еще переиздан и не один раз, так как является единственной серьезной научной работой, опубликованной на русском языке.

Все статьи к данному каталогу подготовлены Оксаной ЛЫСЕНКО, старшим научным сотрудником отдела художественных рам Государственного Русского музея.

Уважая закон об авторском праве, мы не можем опубликовать на страницах нашего сайта данную книгу, которая по нашему мнению, должна стать Библией каждого багетчика.

Однако по нашей просьбе Оксана Лысенко любезно согласилась написать цикл статей, посвященных истории картинных рам. Обращаем ваше внимание, что правообладателем на публикацию этих материалов является сайт "Школа багетного мастера", и любая полная или частичное публикация данных статей без согласия правообладателя преследуется законом "О защите авторских прав".

Мы надеемся, что подборка данных материалов будет интересна не только специалистам музейного дела, но и всем, кто занимается изучением истории искусства, и непосредственно причастен к созданию современной рамы для картин.

Обращаем внимание будущих искусствоведов – студентов различных творческих вузов, что история рамы в России еще не написана. Это Клондайк для научных исследований в области истории искусств.