Paul Mitchell

Современникам голландских художников этого времени багетные мастера могли бы предложить только два, существенно различных, типа рам - простых полированных и шпонированных профилей, или позолоченный резной французский вариант.

Эти два стиля изображены в сюжетах картин Вермеера, Маес, Стин и других.

Выбор рамы тогда зависел от национальности покупателя картины и его обеспеченности, а также от личных пристрастий, места покупки картины, гармонией рамы с картиной и от соответствия рядом висевшим оформленными картинам. Картины, вероятнее всего переобрамлялись при смене их владельцев, сообразно требований времени. Живопись может оставаться нетронутой десятилетиями, и даже столетиями, пока не поступит на художественный рынок, где очистка и реставрация производятся обычно для повышения стоимости на картину.

Постоянный спрос на голландскую живопись и ее широкое распространение, привело к регулярному переоформлению в новые рамы.

Хорошей сохранности оригинальные рамы 17-18 столетий французского или английского стиля были бы отличной наградой для покупателя. Однако для многих работ, из-за малой цены, арт-дилеры стремились использовать дешевые реплики с голландских рам, потому что большие затраты на оформление в любом стиле могли быть рискованными из-за неопределенности пристрастий покупателя.

Покупатель живописи вправе самостоятельно принять свое решение относительно стиля, в котором должна быть оформлена купленная работа. Это хорошо проиллюстрировано на примере прекрасного пейзажа Хоббема.

На выбор предлагалось три варианта оформления. Было интересно оценить и сравнить их эстетические достоинства, рассматривая картину в каждом из них.

В раме из черного дерева с частым профилированием (А), колористика живописи была усилена черным окаймлением вокруг, а частая «рябь» просечек, создала свечение вокруг изображения. 

Теплые коричневые тона рамы из груши (В) изменили этот эффект, добавив дополнительный цвет к преобладающим зеленым в пейзаже.

Вычурная резьба орнамента в стиле Луи XIV* передает ощущение богатства (С).

Точная прорисовка листьев и цветов на галтели рамы соответствуют масштабу и содержанию картины, что подчеркивает относительную роскошь предлагаемого обрамления.

Последний вариант был выбран владельцем картины.

Это подтверждает тот факт, что большинство картин голландцев 17 века, купленных английскими или французскими коллекционерами было оформлено в позолоченные рамы, соответствующие эстетическим вкусам в странах их проживания и стилям рам в их коллекциях - чему также свидетельствуют многочисленные современные частные и музейные коллекции.

«… позолоченная рама, с ее очерченным сияющим ореолом, создает границу чистого блеска между живописью и реальным миром…»

Хосе Ортега Гассет, 1943

*Стиль Луи XIV (Людовика 14, Ludwig 14) относится к французскому  барокко.

Людовик XIV Французский (1638-1715) Французский Король с 1643. Из династии Бурбонов.

Перевод А. Пожарский

Санкт-Петербург. 2007г

При копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.