Много лет изучая историю картинных рам, будучи организатором выставки «Одеть картину» в Русском музее, я могу с полной убежденностью констатировать, что в нашей стране утрачено понимание важной роли рамы в восприятии произведения изобразительного искусства. Слишком часто мне приходится сталкиваться с тем, что специалисты, искусствоведы не воспринимают картинную раму, как произведение декоративно-прикладного искусства, даже в том случае, когда перед ними великолепная резная золоченая рама, выполненная искусными мастерами. Слишком долго в нашей стране картинные рамы не являлись объектами пристального внимания и изучения специалистов. В Европе первые исследования по истории западноевропейских картинных рам появились уже на рубеже XIX – XX веков. В настоящее время существует достаточно большое количество научной литературы, посвященной истории западноевропейских и американских картинных рам. В России изучение картинных рам является сферой научных интересов только нескольких специалистов.

Несомненно, сегодня внимание к картинным рамам растет, искусствоведы начинают упоминать их (пусть только мельком) в своих трудах, все чаще музейные посетители обращают внимание на картинные обрамления, особенно на такие выдающиеся произведения, как резные золоченые рамы к портрету княгини Салтыковой кисти К.П.Брюллова и «Девятому валу» И.К.Айвазовского из собрания Русского музея. Однако, к сожалению, негативных аспектов пока гораздо больше, также как гораздо больше поводов для тревоги и сожаления.

Так, игнорирование рам, как предметов искусства, непонимание их самостоятельной ценности нередко приводило к утрате памятников, в том числе уникальных резных рам XVIII – XIX веков. Увы, это продолжается до сих пор и в первую очередь связано с некачественной реставрацией. Даже в музеях, где в отношении мебели и других предметов декоративно-прикладного искусства достаточно давно сложились методы научной реставрации, основанные на принципе сохранения подлинности памятника, они до сих пор мало применимы по отношению к картинным рамам. При работе с рамами реставраторы зачастую не учитывают авторский замысел, почерк мастера-изготовителя, в результате чего реставрационное вмешательство нарушает эстетическую целостность экспонатов. Как правило, наиболее уязвимым является первоначальное декоративное покрытие рам, которое часто перезолачивают (чтобы рама была «как новая»), а также перекрывают бронзовым порошком на масляном связующем или же современными имитирующими позолоту материалами, не всегда легко удалимыми, но удобными в использовании.

Как не удивительно, но сегодня приходится напоминать о том, что долг музейных сотрудников – сохранить для будущих поколений рамы, эти замечательные произведения декоративно-прикладного искусства, в первоначальном, авторском виде. Что же касается частных собраний, то здесь, думаю, владельцам нелишне будет узнать, что старая рама, сохранившая свой первоначальный декор и покрытие, составляет гораздо большую ценность (в денежном эквиваленте). Знаменитые аукционные дома Sotheby’s и Christie’s, а также Bonhams и Eve регулярно проводят торги картинными рамами. Достаточно заглянуть в их каталоги, либо официальные сайты, чтобы убедиться, что именно подлинность картинных рам представляет главную ценность.

Особую ценность представляют подлинные исторические рамы и для многих европейских музеев, которые стремятся одевать картины в рамы соответствующего им времени, а за неимением таковых в собственных коллекциях обращаются за помощью к частным дилерам или покупают рамы на аукционах. Некоторые европейские музеи обращаются к специалистам по картинным рамам с просьбой провести исследование по рамам того или иного художника, чтобы затем представить его работы на экспозиции так, как задумывал автор. В Американских музеях иногда практикуется обращение в компании (такие как Lowy), изготавливающие точные копии исторических рам, причем вручную, с соблюдением старых технологий. В свою очередь, Lowy имеет великолепную коллекцию картинных рам различных периодов и стран. За помощью к подобным компаниям обращаются и респектабельные американцы, не сумевшие найти антикварную раму для своей картины.

Тем, кто интересуется картинным обрамлением, советую зайти на официальный сайт Лувра, где наибольшая часть картин из музейной коллекции представлена в рамах. Здесь можно увидеть знаменитую раму к «Мадонне в гроте» Леонардо до Винчи, авторскую раму Ж.О.Энгра к «Портрету Л.-Ф.Бертена», выполненную по рисунку художника, западноевропейские рамы эпохи ренессанса, барокко, классицизма. Причем, предусмотренная на сайте возможность увидеть картины в рамах и без них, позволяет понять насколько рама может изменить восприятие живописного произведения.

В России иная ситуация. Работая в музее, я, к сожалению, нередко сталкиваюсь с тем, что уважаемые мною коллеги, крупные специалисты в своей области, не только не осознают того, что рама является произведением декоративно-прикладного искусства, но зачастую не понимают, как рама влияет на восприятие живописного полотна зрителем. При подборе рамы для картины нередко музейные сотрудники руководствуются не такими понятиями, как время, стиль, историческая достоверность, а собственным вкусом, чего, между прочим, никоим образом не допускается по отношению к другим предметам декоративно-прикладного искусства. К примеру, если экспозиция выставки произведений изобразительного искусства дополняется мебелью, светильниками, фарфором, никому не приходит в голову подбирать их на основании собственных предпочтений, здесь всегда будет соотнесение по времени создания и стилю. Вопрос авторского обрамления также часто не берется во внимание. Прежде всего, потому, что историки искусства, специализирующиеся на творчестве тех или иных художников, по сложившейся «традиции» не придают значения встречающейся им информации, связанной с выбором художником рам для своих произведений (которую нередко можно почерпнуть из сохранившейся переписки). В результате, авторские, подобранные художником рамы порой легко заменяются музейными сотрудниками на другие (на их взгляд, более подходящие). К примеру, в фонде картинных рам Русского музея хранится прекрасно отреставрированная авторская рама О.А.Кипренского, подобранная им в Италии для портрета датского скульптора Б.Торвальдсена. Между тем, как этот портрет висит в экспозиции в другой раме рубежа XIX – XX веков.

Портрет Б.Торвальдсена кисти О.А.Кипренского в авторской (слева) и музейной рамах

Безусловно, должно пройти еще много времени, прежде чем в России наступит естественный период переосмысления роли и ценности художественных рам, а также станет необходимой и сформируется определенная инфраструктура (музейные специалисты, опытные реставраторы, профессиональные дилеры – знатоки рам и т.д.), существующая уже сегодня в Европе и Америке.

А для того чтобы рамы, постоянно ускользающие из поля зрения, оказались в ракурсе внимания, и задуманы данные «Записки мимоходом».

Оксана Лысенко