В начале статьи позволю себе процитировать одного из ярких представителей эпохи Возрождения Джорджо Вазари, который писал: «Нет сомнения, что в любой стране всякий, кто тем или иным своим талантом так или иначе умел прославиться среди людей… становится неким священным светочем, служащим примером для многих, родившихся после него…» Несколько перефразировав, это высказывание в полной мере можно было бы отнести к картинным рамам Ренессанса, которые оказали большое влияние на обрамления многих последующих периодов.

Думаю, я не погрешу против истины, сказав, что эпоха Ренессанса не только дала начало станковым картинным рамам, но именно в это время сформировалось представление о том, что картинная рама является важной, неотъемлемой частью живописного произведения, оказывающей непосредственное влияние на его восприятие. Немалую (если не решающую) роль в этом сыграли художники великой эпохи.

Известно, что многие художники Ренессанса – люди исключительных дарований, чей талант зачастую в равной степени проявлялся одновременно в двух или более видах искусства (живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и т.д.). Леонардо да Винчи, наиболее полно воплотивший идеалы Возрождения, как мы знаем, был живописцем, скульптором, архитектором, ученым, инженером, механиком и музыкантом. Но для нас более важен другой аспект: в этот период дифференцирование между живописью и декоративно-прикладным искусством было совсем небольшим. И, как пишет Линн Робертс, «выдающиеся люди любой специальности оказывались желающими проектировать, вырезать или золотить драгоценные обрамления для значительных произведений». Успешные скульпторы и архитекторы Бенедетто да Майано, Джулиано да Майано, Джулиано да Сангалло были также резчиками по дереву, разрабатывали и изготавливали рамы в своих мастерских для ведущих живописцев Ренессанса. Порой и сами художники участвовали в изготовлении рам. В частности, Леонардо до Винчи позолотил и покрыл краской великолепную раму для «Мадонны в гроте» (1480-е, Париж, Лувр), вырезанную Джакомо дель Майано. Часто живописцы выполняли рисунки рам для украшения своих произведений. Известны рисунки Филиппо Липпи, Витторе Карпаччио, Джованни да Удине, Лоренцо Лото, Джованни Беллини.

Отметим, что рождение станковой картинной рамы следует отнести к первой половине XIV в. Декоративное убранство рам этого времени еще хранило черты готического стиля. Однако с возрождением классической архитектуры постепенно менялось и обрамление живописи. Для запрестольных образов и религиозных картин изготавливались рамы известные, как aedicular или tabernacle, в структуре которых использовались классические архитектурные элементы. Характерным примером является сохранившаяся оригинальная резная рама, исполненная Якопо да Фаэнца по рисунку Джованни Беллини для его триптиха «Мадонна на троне со святыми» (1488, церковь Санта Мария деи Фрари, Венеция). Перед нами пример неразрывной, гармоничной связи живописи и резного архитектурного обрамления. Рама триптиха включает базу, поддерживающую две пары пилястров; каждая пара несет антаблемент; конструкцию венчает полуциркульный фронтон. В верхней части раму украшают резные канделябры и фигуры античных сирен. Плоские поверхности рамы декорированы закручивающимся растительным орнаментом. Изобразив в живописи элементы структуры рамы (пилястры с капителями, фриз) Беллини таким образом подчеркнул единство изображения и обрамления.

Рамы типа табернакль (tabernacle) для живописных произведений религиозного содержания меньшего размера имели аналогичную структуру: база, поддерживающая пилястры или полуколонны, и лежащий на них антаблемент. Декорирование табернакля варьировалось в зависимости от места изготовления, использовались: закручивающийся растительный орнамент, гротеск, овы и ионики, изображения канделябров, щитов, масок. Декоративное покрытие, как правило, было комбинированным – золоченый орнамент на темном красочном фоне.

Для большого количества светских произведений изготавливались более простые прямоугольные рамы cassetta. Разнообразие профилей, орнаментов, техник, богатство декоративного покрытия сохранившихся до наших дней рам типа cassetta дает представление о том насколько прекрасным, детально продуманным и мастерски выполненным было картинное обрамление эпохи Возрождения. Более того, глядя на шедевры художников Ренессанса, сохранившие свои оригинальные, первоначальные рамы, мы можем убедиться, насколько более полно в них раскрывается глубина композиции, колорит, как выразительно акцентируются те или иные детали. Очевидно, насколько выигрывает живопись в оригинальной раме по отношению к картине, одетой в раму более позднего времени.

Рамы типа cassetta состояли из широкого фриза, находящегося между двумя профилями (по внешней стороне и внутренней – по окну, около губки фальца), имеющими форму валиков, выкружек, небольших гребней. В декоративном убранстве рам cassetta, ведущим мотивом являлись различные варианты закручивающегося растительного орнамента, непрерывно идущего по всему фризу или расположенного акцентами – по центральным частям фриза и в углах. Кроме того, использовался гротеск, украшения в виде цветов, лавровых листьев, ракушек, бус, жемчужника, верхушек пальмовых листьев и др. Декоративное покрытие рам cassetta часто было комбинированным – позолоченный орнамент на темно-синем или черном фоне, в других случаях золотилась вся поверхность рамы.

Основные техники декорирования, используемые в ренессансных рамах типа cassetta, показывают нам не только величайший уровень мастеров того времени, но также и то, насколько по-разному благодаря технике исполнения выглядит один и тот же орнаментальный мотив, а также, какую фантазию проявляли создатели рам для того, чтобы подчеркнуть достоинства живописных полотен.

Наиболее роскошными, трудоемкими и дорогими были рамы с объемным резным орнаментом. Однако рамы с гладкими фризами, изысканно декорированными в технике sgraffito, заслуживают не меньшего внимания. В этом случае фриз сначала покрывали краской, поверх нее накладывали позолоту. Орнамент процарапывался в позолоте до сухой краски. Существовала и другая техника (известная как painted), когда узор рисовался непрозрачной краской – обычно черной, темно-голубой или красной – по золоченому фризу. Изысканный эффект мерцающей поверхности рамы достигался мастерами Возрождения при помощи обработки сусального золота в технике punched (от англ. punch – удар кулаком) или bulinatura (с итал. bulinatura – гравирование, резка по металлу). Известный итальянский живописец последней четверти XIV в., автор книги "Трактат о живописи" Ченнино Ченнини представлял процесс, как выполнение с помощью ударов звездообразных узоров, цветов или круглых отпечатков на позолоте. Часто техника punched применялась в сочетании с гравированием. К примеру, по золоченому фризу рамы непрерывной линией гравировался растительный орнамент, а фон прорабатывался в технике punched.

Как это не удивительно, но в эпоху Ренессанса изготавливались рамы не только с резным, но также с лепным орнаментом, выполненным в технике pastiglia (с итал. pastiglia – гипсовый раствор), либо stucco (с итал. stucco – лепнина, лепная работа). Декор в технике pastiglia создавался при помощи кисти с густым гипсом по гладкой гипсовой поверхности, затем полностью золотился. Таким образом нанесенный на фриз орнамент создавал на поверхности рамы типа cassetta эффект мягкого вибрирующего движения, усиливающийся благодаря мерцанию позолоты.

Лепной декор, выполненный в технике stucco, встречается в рамах тондо в сочетании с резным орнаментом (резной идет по внешнему поясу тондо, stucco – по внутреннему, рядом с живописью). Этот лепной орнамент, при первом взгляде неотличимый от резного, внешне и по технике исполнения напоминает хорошо знакомый нам накладной лепной орнамент рам XIX в. Для создания декора в технике stucco вырезался небольшой фрагмент профиля необходимого образца, с помощью которого выполнялись лепные формы из массы, представляющей смесь обезвоженной извести, мраморной пыли и клея. Фрагменты накладывались на декорируемый пояс рамы, затем вся поверхность покрывалась позолотой.

В картинах тондо (круглых по форме) художники Ренессанса чаще всего изображали Мадонну с младенцем, поэтому на рамах тондо часто можно встретить резной орнамент в виде гирлянды из плодов и цветов, символизирующих Деву Марию и Христа. Также, тондо декорировались великолепным резным закручивающимся растительным орнаментом с акцентирующими внимание резными розетками в виде цветов, либо – как в тондо к знаменитому «Святому семейству» Микеланджело (1504, Галерея Уффици, Флоренция) – со скульптурными головками святых. Всегда золоченые, искусно декорированные рамы тондо образуют своеобразный ореол живописным произведениям художников эпохи Возрождения.

 Оксана Лысенко

В написании этой статьи большую помощь мне оказали исследования замечательного специалиста по европейским картинным рамам Линн Робертс, отраженные в книгах: Paul Mitchell and Linn Roberts. A history of European Picture Frames (London. 1996); Paul Mitchell and Linn Roberts. Frameworks. Form, Function and ornament in European Portrait Frames (London. 1996), а также настольная книга специалистов по картинным рамам: Claus Grimm. Alte Bilderrahmen. Epochen – Typen – Material (Munchen. 1986).