Связь между картиной и рамой очевидна. Умело подобранная рама подчеркивает достоинства живописного полотна, придает ему законченность, эффектно выделяет в окружающем пространстве. Как драгоценный камень без искусной оправы, как книга без переплета — так выглядит картина без рамы.

В России художественные рамы появились в последней четверти XVII века. В это время большинство картин в рамах находилось в жилых комнатах царского дворца, а также в боярских и княжеских домах. Рамы к ним изготавливались позолоченные, посеребренные, либо расписанные красками. Часто рамы украшались «флемованными дорожниками» — орнаментом в виде волнистых поперечных желобков.

В царствование Петра I ситуация постепенно меняется. Картины в рамах находятся уже не только в жилых хоромах, но и в парадных залах. Император настойчиво прививал своему окружению обычай присутствия произведений светского искусства в быту, поощрял коллекционирование. Растет число частных собраний. Живопись, приобретаемую за границей, дешевле было покупать и удобнее транспортировать без обрамления, поэтому художественные рамы для нее нередко изготавливали в России. Над их созданием работали как иностранные, так и русские мастера. Сегодня в музейных интерьерах, воссоздающих петровскую эпоху, как правило, можно увидеть профилированные черные рамы так называемого «голландского» типа. Однако типология художественных рам была гораздо богаче. Рамы создавались и строгие профилированные, и с резным растительным орнаментом, расположенным либо по всей поверхности рамы, либо акцентами — в углах. Покрытие рам также было разнообразным: золоченым, черным, реже — зеленым, белым. Во второй четверти XVIII века в декоре художественных рам появляются барочные элементы.

К середине XVIII века резной орнамент становится более сложным, в композиции непременно присутствует легкая асимметрия, цировки придают дополнительный объем, светотеневую игру. Особой пышностью отличались рамы для парадных императорских портретов. Еще при Петре I сложилась традиция украшать рамы к портретам царственных особ резным изображением короны.

При Елизавете Петровне навершие в виде короны меняется на резную композицию с изображением поддерживающих корону ангелов, картуша с вензелем, цветов и завитков. Позже, в эпоху классицизма, композиция становится более строгой, вводится изображение короны с лавровой и дубовой (либо пальмовой) ветвями. Наиболее полное представление об обрамлении парадных императорских портретов середины XVIII века дает великолепная резная рама к портрету Екатерины I кисти И. Адольского. Работу можно увидеть в Портретном зале Екатерининского дворца в Царском Селе. Рама была воссоздана в 1970-е годы по дореволюционной фотографии резчиками А.К. Кочуевым и И.М. Шармановым. Рама представляет значительную ценность, являясь одним из немногих примеров елизаветинского рококо. Однако форма картуша с вензелем в центре композиции в XVIII веке была асимметричной, а у воссозданной рамы, наоборот, строго симметрична.

В начале царствования Екатерины II в орнаменте картинных рам появляются классицистические элементы, которые сочетаются с деталями уходящего стиля барокко.

Художественные рамы строгого классицизма имеют жесткие формы с острыми углами, обилие гладких поверхностей, в орнаменте постоянно используются овы и ионики, листья аканта, розетки, гирлянды. Несмотря на очевидное следование заданным канонам, мастера последней четверти XVIII века создали прекрасную галерею произведений декоративно-прикладного искусства, продемонстрировав разнообразие творческих решений в пределах одного стиля. Однако художественные рамы XVIII века, дошедшие до нашего времени, уникальны и являются, вне зависимости от степени сохранности, жемчужинами как музейных, так и частных коллекций.

Учитывая заметно возрастающий в последние годы интерес к художественным рамам в нашей стране и дефицит научной литературы по русскому рамочному делу, нельзя не предостеречь от ошибочных атрибуций, которые нередко встречаются. Соблазн «состарить» раму велик. Ориентируются при этом, как правило, либо на историю западноевропейских художественных рам, либо на историю русского декоративно-прикладного искусства. Подобные параллели необходимы, но следует учитывать, что история художественных рам в России имеет свои особенности. Не корректны попытки атрибуции рам по времени и месту создания картины. К примеру, значительная часть западноевропейской живописи из собрания Государственного Эрмитажа оформлена в золоченые резные рамы, выполненные русскими мастерами XIX века. Поэтому при атрибуции художественных рам необходимы комплексный подход и детальное исследование специалиста. Немаловажное значение для атрибуции имеют тыльная сторона рамы и материал, из которого она изготовлена. Русские мастера XVIII века для резных деталей орнамента, как правило, использовали липу, в отличие от мастеров XIX века, которые чаще выполняли резьбу из сосны.

В начале XIX века на смену строгому классицизму приходит ампир. Рамы становятся «перспективными», т.е. глубокими, имеют скос внутрь, к картине. Гладкие плоскости сменились галтелями. Часто в одной раме сочетается несколько различных по ширине галтелей. Элементы орнамента располагаются на узких по отношению к ширине багета декоративных поясах и по углам. Внутренние и внешние границы рам строго очерчены. Существовал и другой тип ампирных рам, галтели которых декорированы каннелюрами либо листьями аканта.

В 1830-е годы возникает новый тип рам. Жесткие силуэты смягчаются, непрерывная строгая линия внешнего края становится прерывистой, гибкой. Место галтелей теперь занимает слегка изогнутая гладкая поверхность, на которой в углах и посередине листелей располагаются орнаментальные композиции. В 1840-е годы некоторые мастера на гладкую поверхность наклеивают сетку, создающую дополнительный декоративный эффект, которую затем покрывают позолотой. Такой прием встречается в рамах с лепным накладным орнаментом, которые начинают изготавливать в России с первой трети XIX века.

Создатели художественных рам творчески откликались на появление ретроспективных стилей XIX века. В 1840–1850-е годы, в период увлечения рококо, появились роскошные золоченые резные рамы с обилием причудливо изогнутых линий, С-образных завитков, «языков пламени», с характерными разорванными раковинами, элементами декора, выходящими за окно рамы, наплывающими на живопись. Нередко такие рамы, выполненные в стиле, получившем название «второе рококо», неверно датируют серединой XVIII века. Интересно проследить, как в 1850–1870-е годы трансформировался стиль рококо. Резной декор «отодвигается» к внешнему краю, в орнаменте появляются реалистично трактуемые растительные мотивы.

Вторая треть XIX века дала необыкновенное множество примеров искусного оформления художественных рам. Именно к этому периоду можно отнести появление золоченых резных рам с декоративным убранством в виде виноградной лозы. Подобные рамы привлекают особое внимание зарубежных специалистов, так как традиционный для русского декоративно-прикладного искусства мотив виноградной лозы практически не встречается в орнаментах западноевропейских картинных рам.

В последней четверти XIX века изготавливаются художественные рамы в «русском стиле». Их авторы, используя мотивы русской народной резьбы по дереву, создали оригинальные декоративные композиции, чарующие самобытностью форм. Вощеная поверхность дерева является одной из характерных черт этого стиля. Иногда такие рамы расписывали цветными красками. Рубеж XIX–XX веков в России отмечен появлением стиля модерн. Понятие синтеза искусств обрело новую жизнь в причудливых интерьерах модерна, где каждая деталь подчинена общему замыслу. Резные рамы в стиле модерн, как правило, уникальны. В их декоре главную роль играет причудливый силуэт, образованный прихотливыми линиями. В начале XX века модерн вошел в моду, распространился на продукцию массового производства. В это время становятся популярными рамы с низким лепным рельефом.

В 1900-е годы в России параллельно с модерном развивалось еще одно стилистическое направление — неоклассицизм. Мастера практически повторяли формы художественных рам строгого классицизма конца XVIII века, с их гладкими плоскими поверхностями, дополнительно выделенными углами, нарядной резной композицией, лежащей на верхнем листеле и выходящей за поле рамы. Яркой отличительной чертой этих рам является иное декоративное покрытие, которое варьировалось в зависимости от вкусов мастера или заказчика. Так, к примеру, гладкие поверхности фанеровались карельской березой либо покрывались белой краской, а узкие декоративные пояса и композиция в верхней части рамы золотились.

Говоря об истории художественных рам в России, нельзя не сказать о резчиках. К сожалению, крайне редко удается установить их имена. Русские мастера XVIII века и первой половины XIX века, как правило, не оставляли на рамах ни своего имени, ни клейма. Ситуация изменилась во второй половине XIX столетия с появлением специализированных мастерских, изготавливавших картинные рамы, а позже — рамочно-багетных фабрик.

Оксана Лысенко

Журнал Антик.Инфо № 33

Дата публикации: 20.07.2006

(Иллюстрации к статье изменены для большей иллюстративности текста.)