С появлением в изобразительном искусстве современных художественных течений, таких как авангарда, абстракции и других, которые условно можно отнести к беспредметным, появилась необходимость нового подхода к оформлению картин.

Традиционная, реалистическая живопись через раму не только объединялась со стилями интерьера, но и через форму багета подчеркивалась глубина, перспектива изображения. Тем самым рама как бы являлась окном в иное пространство.

Однако современная живопись потеряла свои традиционные задачи реалистического изображения с четкой правильной перспективой, и выстроенными планами.

Абстрактная живопись ставит перед собой иные цели. Декоративность живописных пятен композиции подчеркнуто находятся в одной плоскости холста, а иногда и вырываются наружу несколько сантиметровыми фактурами, или аппликацией, тем самым стремятся своим объемом вырваться из двухмерного пространства, но не «за», а перед картиной.

Понятно, что для подобных работ традиционные «корытообразные» рамы с перспективной глубиной не годятся.

Многие современные художники, отрицая реалистичную живопись, также стали игнорировать и способы ее подачи, то есть само обрамление. Поэтому очень многие абстрактные картины выставлялись на выставках или вовсе без рам, и даже с нарочито небрежно натянутым холстом с бахромящимися краями, или в лучшем случае в тонкой деревянной планке-«обноске», прибиваемой прямо к подрамнику. Такие художники часто провозглашают, что рама лишь отвлекает внимание от их «шедевров» и почитатель должен видеть «лишь чистое искусство».

Не желая спорить с подобной установкой художника, все – же отметим, что картина начинает жить своей самостоятельной жизнью, уйдя из мастерской художника, и «богемные лохмотья» мало вяжутся с интерьерами владельцев картин.

Так же далеко не все из потенциальных покупателей способны разглядеть за подобной подачей «шедевра» его достоинства. Торчащие нити холста, или ржавые гвозди в подрамнике иногда говорят об авторском отношении к собственному труду намного больше, чем сладкоголосые речи критиков.

Ну, а для вообще не подготовленного зрителя, подобная подача лишь вызывает раздражение, и превращает картину в пример расколеровки пьяного маляра.

Ставить же подобные картины в традиционные рамы, это, по меньшей мере, безвкусно, тем более что в них действительно пропадает живописный и творческий контекст самого произведения.

Так как же тогда должно выглядеть оформление подобной работы?

Очевидно, что если это двухмерное пространство, то оно должно быть четко очерчено, для того чтобы отделить его от плоскости стены.

Если оно создает иллюзию трехмерности с направлением к зрителю, то желательно взять его в объем, заключить в коробку, грани которой создадут вывернутую перспективу. То есть налицо изменение подхода к изображению: от картины к объекту.

И подобные профили для рам были созданы.

На западных вернисажах они уже полвека обрамляют современное искусство, но у нас в России до сих пор мало кто их использует. К сожалению, просматривая каталоги крупных российских оптовиков, вы их не найдете.

Речь идет о «студийных» рамах, в которые подрамник вставляется не с задней стороны, а спереди. В сечении это «Г»-образный профиль- уголок. Он может быть различным: - с закругленными краями или четкими ребрами, полукруглым с внешней стороны, или трапециевидным, но их объединяет одно. Как правило, они имеют окрашенный в черный цвет внутренний и наружный угол, с тонкой золотой или серебряной линией отбивки. Черный цвет фона создает для абстрактной работы иллюзию оторванности от плоскости. Выступающая вперед боковая часть рамы, предохраняет живопись от повреждений и имитирует коробку. Ну а золотая или серебряная линия служит связующим звеном с элементами интерьера.

Эти рамы интересны тем, что, не смотря на малый спектр предложений по их отделкам, (как правило, не больше 4-5), они позволяют за счет различных комбинаций с цветными «обносками» добиваться уникального обрамления для каждой работы. Так же за счет изменения внутреннего пространства (расстоянием от боковой стенки подрамника до планки рамы) можно изменять общее количество черного фона, что позволяет вписывать в один профиль, как картину большого формата, так и маленький эскиз.

Единственная сложность с оформлением в «студийные рамы» это правильно отцентровать внутри рамы картину и ее закрепить.

Также оформление в подобные рамы выдвигает повышенные требования к натяжке холста и перпендикулярности углов подрамника. Зачастую приходится просить автора, чтобы он закрасил боковые стороны картины в темный цвет, но можно прибить на боковины тонкую «обноску», при условии, что подрамник нормальный. Большую вариабельность дает внутренняя окантовка тонкими рамками.

Конечно, их высота не позволяет полностью прикрыть высоту подрамника, но в этом случае картину можно «утопить» в раме. Для этого внутренняя, тонкая рамка делается под размер пустого пространства в «студийке» и крепится точно по ее внутреннему периметру. После чего в эту конструкцию вставляется картина уже традиционным способом с тыльной стороны. Таким способом можно обрамлять не только живопись на подрамнике, но и графические работы под стеклом. Однако нам это не нравится, так как блеск стекла плохо сочетаются с глухим черным фоном студийной рамы.

Для абстрактных работ, требующих защиту стеклом, лучше использовать традиционные высокие профили строгих линий, или так называемые «обратные», которые имеют наибольшую высоту у изображения и утончаются к внешней стороне. Поскольку в этом случае используется стекло, то применять паспарту черного цвета не рекомендуется – стекло будет работать как зеркало. Здесь лучше подойти к выбору паспарту творчески: - Можно подобрать его дополнительным цветом, присутствующим в изображении, или наоборот - контрастным. Это органично распространит плоскость картины и на паспарту и даже на раму, но не сольет ее с плоскостью стены.

Пример использования студийной рамы с различными внутренними рамками как на абстрактных работах, так и на выполненных в реалистичной манере.